Компания Био-Веста ДВ
Пробиотические препараты и продукты функционального питания
+74212779277
biovesta_dv@mail.ru
Хабаровск
Заказать звонок
680051 Россия Хабаровский край г Хабаровск Панфиловцев,36а
Новости:

Часто болеющий ребенок или «несадиковские» дети

Ребеночек из беспомощного трогательного существа превратился в совершенно взрослого человечка, который умеет ходить, разговаривать, кушать и одеваться самостоятельно. Мама, переведя дух и очнувшись от непрекращающегося выхаживания детеныша, начинает задумываться о том, чтобы выйти на работу. И сразу возникает много новых вопросов, от которых голова идет кругом. Детский сад? Да, это хорошо, все-таки коллектив. Кроме того, что там будут с ним заниматься, чему-то учить профессионалы, еще и социальная адаптация ребенка пройдет быстрее. Это, конечно, плюс, но минусов не меньше. Ведь всем известно, что, вступив в этот период своей жизни, детки - практически без исключения – начинают болеть. Раз простыл, два – и вот уже присвоен статус «ЧДБ»- часто и длительно болеющие дети.

Что при этом начинают думать мамы? Ну конечно, что в садике ребенок простывает, что о нем мало заботятся и вообще, во всем виноват садик и ребенку там плохо.

Теоретически мамы знают, но лишь немногие из них осознают, что на самом деле в садике все направлено на то, чтобы детям там было хорошо и уютно. А то, что дети начинают ходить в детский сад и болеть, это, к сожалению, факт. Так, у детей, посещающих детские дошкольные учреждения, отмечается в 1,5-3,0 раза более высокий риск развития инфекций дыхательной системы и желудочно – кишечного тракта по сравнению с "домашними" детьми. Это не означает, что детей нужно держать дома. Просто нужно этот факт учитывать и пытаться снизить риск повторных заболеваний у детей.

На помощь маме в этот нелегкий адаптационный период приходят психолог и воспитатель детского сада, участковый педиатр. По рекомендациям специалистов ребенок получает витаминотерапию, укрепляющие и иммуностимулирующие средства, закаливающие процедуры. Но не всегда это помогает – дети продолжают болеть.

И тогда на эту проблему стоит посмотреть с другой стороны. С точки зрения биолога, человек – это система, в которой есть место и клеткам человека, и микроорганизмам. Причем микроорганизмов в человеке в сотни раз больше, чем его клеток. Микробы, населяющие человека, строго регламентированы: на коже одни виды, на половых органах – другие. Но самое большое количество микроорганизмов находится в кишечнике – 1012 микробов на 1 г содержимого. Это своего рода орган, который выполняет множество функций: стимулирует иммунный статус, участвует в обмене веществ, оказывает влияние на перистальтику кишечника, помогает усваиваться витаминам и микроэлементам и т. д. Сегодня уже установлено, что без микроорганизмов ни одно млекопитающее не может жить. Лучше всего себя чувствует человек, в кишечнике у которого живут только представители нормальной микрофлоры. Однако нарушения микрофлоры матери, антибактериальная терапия в раннем возрасте, стрессы негативно влияют на состояние микрофлоры человека, в результате чего развивается дисбактериоз. По данным новосибирских ученых, у 90% жителей промышленных городов отмечен дисбиоз той или иной степени. А у детей до 1,5 лет – в 100% случаев.

Ребенок, живущий в семье и постоянно находящийся дома, изо дня в день контактирует с одной и той же микрофлорой. Что происходит, когда он идет в детский сад? Дети тесно общаются, непрерывно "обмениваются" микрофлорой, а микробы других людей, даже безвредные, организм ребенка воспринимает как "чужаков". Такие болезнетворные бактерии, попадающие извне в организм, становятся причиной формирования у малыша заболевания. Это особенно часто проявляется именно в первые недели посещения детского сада, ибо для ребенка нахождение где-то без мамы – стресс. И как любой стресс, он отражается на работе всех органов и систем малыша. В особенности на состоянии его иммунной системы, которая и пропускает чужеродные микробы.

Ребенок заболел. Что делаем мы? А мы начинаем его лечить, причем очень часто с использованием различных противомикробных препаратов, включая антибиотики. Но противомикробные препараты не различают, какой это микроб – тот, который вызвал заболевание, или тот, который является составной частью нормальной микрофлоры ребенка. Как правило, погибают и те, и другие. В результате малыш излечивается от основного заболевания, но при этом получает дисбактериоз.

Учитывая, что иммунитет ребенка поддерживается в том числе и благодаря бактериям здоровой микрофлоры, всегда при дисбактериозе кишечника у детей наблюдается пониженный иммунитет. На фоне сниженного иммунитета ребенок идет в детский сад, там снова встречается с посторонней для него микрофлорой, опять болеет, лечится антибиотиками, вновь убивает нормальную микрофлору - и в результате еще сильнее страдает иммунитет ребенка. Получается порочный круг: дисбактериоз – сниженный иммунитет – заболевание – антибиотики – дисбактериоз и все снова. И мама еще на несколько лет прощается с попытками сделать карьеру, приходя к выводу, что ее ребенок – «не садиковский».

Если не помочь ребенку, пройдет не один год, прежде чем его иммунная система "привыкнет" к "коллективной" микрофлоре и прекратится череда болезней. Как помочь детям не только преодолеть первые месяцы посещения детского садика, но и не болеть на протяжении всего детсадовского возраста?

Один из путей – это прием пробиотиков, содержащих живые микроорганизмы нормальной микрофлоры и восстанавливающих нормальный микробиоценоз у детей. При этом у ребенка не только появляются активные собственные защитники в кишечнике, но и восстанавливается иммунитет. Конечно, стрессы адаптационного периода все равно негативно будут влиять на состояние иммунного статуса, но снизить иммунитет ребенка с «верхней планки» до того состояния, когда он начнет болеть, сложнее, нежели чем тогда, когда иммунитет у него будет на нижней границе нормы.

Как наши, так и исследования других ученых показали, что коллективный прием пробиотиков в детском садике не только помогает детям мало болеть в периоде адаптации к детскому дошкольному учреждению, но и защищает их от инфекционных заболеваний: ОКИ, гриппа и т. д. Даже дети, посещающие санаторную группу, начинают существенно меньше болеть, если они принимают пробиотики.

В качестве первого примера приведем результаты исследования, проводимые в Финляндии. Целью исследования было установить, может ли длительное употребление пробиотика снизить заболеваемость инфекциями дыхательных путей (острым средним отитом, синуситом, бронхитом, пневмонией) и кишечника у детей, посещающих ДДУ. В исследование был включен 571 здоровый ребенок в возрасте от 1 года до 6 лет (средний возраст - 4,6 года). Для удобства проведения исследования пробиотик добавляли в молоко, которое давали детям 3 раза в день 5 дней в неделю. Дети были распределены в две группы: первая (282 ребенка) получала молоко, содержащее пробиотик; контрольная группа (289 детей) употребляла такое же по составу молоко, но без добавления пробиотика. Исследование продолжалось в течение 7 месяцев (от осени до весны).

В процессе исследования оценивались продолжительность болезни, количество дней отсутствия в детском саду вследствие болезни, частота возникновения заболевания и количество курсов антибиотиков, а также периоды отсутствия каких либо отрицательных проявлений со стороны респираторного тракта (кашель, насморк и т.д.).

Согласно полученным данным, в группе детей, получавших молоко с пробиотиком, достоверно было зарегистрировано меньшее количество дней отсутствия в детском саду по причине болезни по сравнению с контрольной группой (4,9 и 5,8 соответственно) и меньшее количество заболеваний ОРВИ (97 и 123 соответственно). Курсы антибиотикотерапии в связи с инфекциями дыхательных путей в опытной группе по сравнению с контрольной назначались на 19 % реже: период отсутствия проявлений болезни со стороны дыхательных путей у детей, получавших молоко с пробиотиком, также был более продолжительным (5 недель против 4 в контрольной группе).

Вторым примером могут служить исследования, проводимые сотрудниками ГУ НЦ КЭМ и ЗАО «Био-Веста» в ДДУ и школе. В детском саду пробиотик «Биовестин» в течение месяца по 3 мл в день принимали 24 ребенка, из них - 5 человек - из группы ЧДБ (часто и длительно болеющие дети), 2 - с атопическим дерматитом, 2 ребенка только начали посещать детский сад (период адаптации). В результаты проведенного профилактического курса было выявлено, что после месячного использования «Биовестина» в рационе детей посещаемость детского учреждения возросла в среднем на 28,5% по сравнению с контролем, побочных явлений в ходе приема БАД "«Биовестин»" не возникало,

111 детям в школе давали по 6 мл жидкого пробиотика «Биовестин-лакто» в течение 21 дня 3 раза в год (октябрь, январь и апрель). В результате дети не только стали меньше болеть, но у них существенно улучшилось функционирование органов, отвечающих за основной обмен. Так, пробиотик способствовал лучшей всасываемости и усвоению йода в организме детей. Этот эффект отчетливо проявлялся по снижению показателей количества выводимого йода с мочей и частоты встречаемости неоднородной структуры ЩЖ. Нормализация микрофлоры кишечника привело к тому, что улучшился процесс всасывания из здорового кишечника микроэлементов и витаминов. Как результат этого, у детей улучшились и показатели выполнения различных психологических тестов.

Конечно, можно рекомендовать мамам поить ребенка пробиотиками и дома. Но получим ли мы в этом случае стойкий эффект? Ведь когда один ребенок пьет, а второй приносит в садик активных болезнетворных микроорганизмов, результат профилактики заболеваний может существенно снизиться. Поэтому мы предлагаем детским учреждениям в комплекс профилактики заболеваемости у детей включить и прием пробиотиков.

Почему именно «Биовестин» или «Биовестин-лакто» ?

Прежде всего потому, что они проверены в конкретных детских учреждениях и их эффект подтвержден учеными. Кроме того, «Биовестин» и «Биовестин-лакто» отличаются от традиционных пробиотиков тем, что они - жидкие. В чем их преимущество? Микроорганизмы в «Биовестинах» не подвергаются высушиванию и находятся в активном, в «живом» состоянии. То есть при попадании в организм человека они быстро находят свою нишу и уже через 2-3 часа начинают активно размножаться и продуцировать необходимые человеку вещества. Помимо этого важно, что в жидкой форме «Биовестинов» сохраняются не только живые микроорганизмы, но и полезные для человека продукты их жизнедеятельности, которые также оказывают позитивный эффект.

Кроме того, можно превратить профилактическую процедуру в объединяющую игру. Маленькие дети охотно принимают участие в коллективных играх. Если ежедневно по утрам, перед завтраком или во время него, проводить «ритуал» открывания флакончиков с «Биовестином» и сопровождать эти действия разъяснениями типа: «Вот сейчас мы выпустим из наших волшебных бутылочек своего друга «Биовестина», который поможет нам стать большими и сильными», то малыши скорее всего охотно будут это делать, одновременно вырабатывая у себя жизненно важную привычку заботиться о своем здоровье.

Смотрите   также

Статьи

Читайте также